четверг, 24 марта 2011 г.

Праздник книги!














 В прошлом году , в конце марта, я была в городе Сланцы, дети писали поздравительные письма книге!
Сейчас их перечитываю. Удивительно сколько за простыми, но совсем не случайными, детскими словами глубоких переживаний, надежд, веры, а иногда и страха. Вот несколько писем.

"Моя самая любимая книга. Стой а то укушу.Мне она нравица ещё она красивая и немножка англиская. Дорогая книга жилаю тебе опрятности и красату!"
"Книжка! Желаю чтоб её не рвали, не жгли, не выкидывали. Чтоб она была с дружным концом. Чтоб она была интересной. Научи ребят новому и интересному."
"Я книжке желаю быть красочной. Чтоб она помогла мне в жизне.Книгу я очень люблю, я хочу чтоба листья (страницы) склеевали прочно.
Чернышов Сергей
"Книга я желаю тебе быть интересной, радостной и капельку совсем грусти."
"Желаю книге чтоб в ней были денги и курицы и рецепты"
"Золотую полку. Хорошего читателя который будет её любить и уважать, чтоб книжка была прочной и не пылилась."
"Я желаю хороших страниц чтобы они не когда не рвались. Чтобы там были только добрые страницы. Чтобы она некогда не рвалась, а ещё чтобы она летала."
"Я желаю книжке лучшего писателя. Всего лучшего чтобы не забывали."

Каждый год  художник рисует плакат к Международному дню детской книги, а писатель пишет послание.  В этом году послание написала эстонская детская писательница Айно Первик, а плакат нарисовал эстонский художник Юрий Мильдеберг


Книга помнит.     
«Когда Арно с отцом добрались до школы, уроки уже начались».
Эту фразу на моей родине, в Эстонии, почти все знают наизусть. Так начинается одна из книг. Заглавие книги «Весна», издана она была в 1912 году, а написал ее эстонский писатель Оскар Лутс (1887-1953).
Книга «Весна» повествует о жизни учеников одной из приходских школ Эстонии конца 19 века. Оскар Лутс описал в ней свои школьные годы. Мальчик Арно фактически и есть сам Оскар Лутс в детстве.
Ученые изучают старые документы и на их основании пишут  книги по истории. Эти книги освещают события, которые происходили когда-то в прошлом. Однако они не дают полного представления о том, как в прежние времена выглядела жизнь обыкновенного человека.
Книга для чтения  помнит и такие подробности, каких в исторических документах не найти. К примеру, о чём думал такой, как Арно мальчик, который больше ста лет тому назад учился в школе. О чем дети того времени мечтали, чего боялись, чему радовались. Книга для чтения помнит также и их родителей, помнит, какими хотели бы они быть и какого будущего желали своим детям.
Разумеется, можно и сейчас сочинять книги о прошедших временах и зачастую даже очень увлекательные.  Но современный писатель всё же не способен в полной мере постичь атмосферу и вкусы, страхи и радости давно прошедших времён.
Он лишь знает, что и как произошло позже, и каким стало будущее людей прошлого. Книга помнит время, когда она написана.
Из произведений Чарльза Диккенса мы доподлинно узнаем, какой была  жизнь лондонских улиц середины 19 столетия, тех самых, по которым скитался  Оливер Твист. Благодаря глазам Давида Копперфильда (но ведь они и были глазами самого Чарльза Диккенса, его современника!) и мы тоже видим разнообразные типы людей, живших в Англии середины 19 столетия, узнаем, к чему они стремились  и какими мыслями и чувствами  их стремления порождались. Потому что Давид Копперфильд и есть во многом сам Чарльз Диккенс. Диккенсу не  было надобности ничего придумывать, он просто-напросто знал.
Из книги мы доподлинно узнаем, что переживали Том Сойер, Геккельбери Финн и их друг Джим в конце 19-го столетия, когда они плыли по реке Миссисипи, - в то самое время их приключения и описывал Марк Твен, который основательно знал взаимоотношения людей тех лет, потому что он сам жил среди этих людей. Он сам был одним из них.
Всего правдивее рассказывают о людях прошлых времён литературные произведения, написанные именно в те годы, когда эти люди прошлых времён жили.
                                
Перевела с эст. Элеонора Яворская

К Неделе детской книги  плакат нарисовал Александр Юрьевич Кобяк, а послание написал 
Владислав Петрович Крапивин

Неделя детской книги — наш общий праздник
Один из моих читателей, живущих у Онежского озера, недавно написал мне: «Вы ведь знаете, какое это счастье — накататься среди сугробов на лыжах, продрогнуть, потом прибежать домой, сесть у горящей печки с открытой дверцей и открыть любимую книжку…»
Не все ребята сейчас живут в деревянных домах с настоящими печками. Большинство — в комнатах с батареями и обогревателями. Но книжки-то все равно настоящие. От них исходит настоящий уют, как от живого огня в очаге кукольного театра папы Карло и Буратино, когда там собирались друзья…
Конечно, в наши дни вместо бумажной книжки в руках может оказаться какой-нибудь ридербук или наладонник. Но там, на дисплее, все равно книжные страницы…
Я часто слышу от скучных людей, что «дети совершенно перестали читать». Ну да, есть такие, которые не читают. Жаль мне их. Но ведь читателей-то все равно великое множество. Я в этом убеждаюсь постоянно…
Летом прошлого года в городе моего детства Тюмени снимался фильм по моему сценарию «Бегство рогатых викингов».
А один из «викингов» — отнюдь не самый «послушный» мальчик — ходил за мной и просил дать ему почитать «Пикник на обочине» братьев Стругацких. Я дал, он прочитал. И оба мы были довольны… А однажды вечером снимали сцену, где главный герой рассуждает с отцом о полученной ко дню рождения книге. Все очень устали, съемка шла вяло, режиссер упрашивал актера Женьку «собраться с силами и вдохновиться». Женька, наконец, с сумрачной откровенностью сообщил, что он «собрался бы и вдохновился», если бы книгу «Три мушкетера» давали ему не только для съемок,  а подарили по правде. Обрадованная киногруппа хором заголосила, что отныне «Мушкетеры» — неотъемлемая Женькина собственность. Он просиял. Сцену сняли великолепно…
…Да, трудно представить детскую жизнь без мушкетеров, детей капитана Гранта, Незнайки, Буратино, Алисы Селезневой, дон Кихота, Дениски Кораблева, Карлсона с его пропеллером и многих сотен других героев. Иногда назидательные взрослые люди говорят ребятам:   «Вы должны быть благодарны писателям, создавшим для вас такие замечательные книги»… Но есть и «другая сторона медали»: писатели должны быть благодарны мальчишкам и девчонкам, которые их книги читают. Ведь без читателей писательский труд был бы никому не нужен… Поэтому я считаю, что Неделя детской книги — наш общий праздник.  И — как автор, написавший для школьников не меньше сотни книг, — поздравляю с этим праздником и ребят, и своих товарищей по перу, и библиотекарей, и учителей и вообще всех, кто любит детскую книгу…