пятница, 11 ноября 2011 г.

Тревоги совести

Заметила, что последнее время в кругу друзей и даже некоторых близких родственников стараюсь лишний раз не упоминать слова интеллигенция, интеллигент.  Иногда они вызывают неожиданную реакцию,  раздражение и насмешку. И пришлось приложить немало душевных сил, чтобы самой себе ответить на вопрос, а кто же я.
Сейчас, погрузившись в проблему зарабатывания  денег и воспитания ребёнка, эти слова относительно ко мне показались слишком пафосными. Но мне подумалось, что чтобы  там не казалось, это не избавляет меня от ответственности, которая конечно на мне лежит, как на всяком человеке причастном к культуре. И поэтому именно интеллигентность это то, что я должна в себе стяжать.
Конечно сейчас, можно сказать, что всё равно как ты называешься, главное, кто ты есть на самом деле. Но может это заблуждение. Относительно меня, появление таких мыслей расцениваю как внутреннюю несвободу и зависимость, в чем-то даже трусость. Качества не свойственные русской интеллигенции. Что же мешает мне сейчас не дрогнувшим голосом сказать « я интеллигент». Что-то не в порядке с совестью? Ложная скромность? Или большое заблуждение, которое предстоит преодолеть?

1 комментарий:

  1. Добрый вечер, Катя! В качестве комментария, позволю себе процитировать Татьяну Никитичну Толстую:"А вообще в этом «старинном споре славян между собой» я — на стороне интеллигента, а не народа, по одной простой причине: интеллигент, по определению, — это тот, кто хоть что-то осознал, а народ — это тот, кто не осознал. Интеллигент — это тот, кто хочет блага не только для себя, а народ — только для себя лично. Интеллигент борется за чужие права, а народ — за свои собственные и так далее. Вот почему интеллигент иногда, и часто, ошибается (и тут же раздается улюлюканье), а народ всегда, будто бы, прав. И заметьте, ему, народу, НИКОГДА стыдно не бывает. И он НИКОГДА не испытывает потребности извиниться. А интеллигент постоянно извиняется, и никто его еще ни разу не простил. Если я не права, приведите мне обратный пример." На мой взгляд, интеллигенция- это не прослойка общества, это состояние души + сложная конструкция разума. Читаю ваш блог и считаю, что вы обладаете той искрой нравственности и способности к творческому преображению действительности, без которых не мыслю себе интеллигентного человека.

    ОтветитьУдалить